Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

  Государственное бюджетное профессиональное

  образовательное учреждение Ростовской области

  "Сальский казачий кадетский профессиональный лицей" 

Психолого-педагогическая служба

 

План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год

 

 

Рекомендации по формированию «стрессоустойчивости»

 1. Считай себя удачливым.

Когда ты принижаешь себя, говоря себе «я плохой», или «я неудачник», ты настраиваешься на еще большие неудачи, да еще и другие думают о тебе хуже, отражая твое мнение о себе. Будь удачливым. Концентрируйся на том, что ты уже сейчас можешь сделать хорошо. Вспомни об успехах (один удачный ответ на уроке), чем зацикливаться на 6 неудачных ответах; от каждого из этих случаев все равно была польза. Любой опыт, любая работа или усилие, сделанные тобой - важная ступенька к цели, поэтому успех сопутствует тебе все время.

2. Не уклоняйся от принятия решения.

С этого момента учись действовать так, как будто   ты - удачливый человек.  Прочти о людях, добившихся успеха в какой-либо области. Начни жить с настроем на успех. Любым   способом       отказывайся   быть   неудачником. Способность принимать решения -     жизненно важная предпосылка успеха. Но решение будет решением с того момента,   когда   ты   начнешь   действовать.   Принимай решения и действуй в нужном тебе направлении. Учись принимать решения ежедневно. Даже если поначалу все принятые тобой решения будут неверными, не отчаивайся. Дело в том, что все принятые тобой решения делают тебя победителем. Тренируйся на простых случаях принятия решений, например, во что одеться завтра в школу, и не отступай. Придет время, когда ты приобретешь свое Я. 

3. Люби себя, или по крайней мере постарайся себе нравиться.

Некоторые люди склонны считать себя никчемными, бесполезными. Как правило, такое отношение к себе обусловлено отношением других. Однако все люди равны. Дворник равен президенту по той простой математической формуле, что 2 величины равны между собой, если равны третьей. Третья - это польза, приносимая каждым. Или телефон и лампа равны, т.к. полезны и во-вторых - исключительны. Так и люди, все уникальны и исключительны. Так не считай, что ты хуже других. Старайся понравиться себе самому. Зачем нравиться другому? Что ни делай, есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другими можно расстаться, а с собой? Один человек всегда при мне - я сам. И должен понравиться этому человеку. Хочешь, чтобы тебя полюбили - полюби себя самого. Если я не люблю себя, то и другого любить не должен, ибо обязан его любить как самого себя. Если я себя не развил, то и не люблю себя. Стань профессионалом высокого класса, тогда и другим тоже понравишься. Прости и прими себя, любуйся собой, уважай и учись любить себя. И самое главное - учись понимать себя. Другим ничего не остается, видя тебя, как только показать своим отношением к тебе, насколько ты успешно продвигаешься в этом чрезвычайно важном направлении!!!

4. Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились).

 Предположи, что у окружающих позитивные, а не негативные намерения в отношении тебя. Необходимо думать, что никто не хочет тебя обидеть, а хочет помочь тебе. Например, учитель строго говорит, что тебе надо заниматься больше. Вместо обиды, подумай, что он действительно хочет, чтобы ты был умным и успешным. Не будь недоброжелательным. Будь вежлив, но тверд. Дай другим понять, что ты ценишь их добрые намерения. Предоставь им право быть самими собой, и сам отстаивай это право. Скоро у тебя появятся друзья, которые будут ценить тебя, дружить с тобой.     Общаясь с людьми, показывай им свою доброжелательность так:

·        будь пунктуальным и надежным во всех отношениях;

·        тактичным и заботливым;

·        искренним,

·        улыбчивым - плохо быть букой.

В свою очередь, им ничего не остается, как только ответить тебе взаимностью. Ты будешь получать именно то, что отдаешь.

5. Считай все достижимым.

Всякий раз, когда ты говоришь «Я не могу», «Это невозможно», - ты предопределяешь для себя неудачу. На каждого, кто говорит «Это невозможно», находится некто, кто говорит «Да, это возможно!», идет вперед и добивается своего. Рассуждая и действуя в соответствии с этим принципом, ты скоро привыкнешь добиваться своей цели, невзирая на то, насколько она далека от тебя сейчас.

6. Доводи начатое до конца.

Очень многие строят грандиозные планы, но мало кто реализует их. Основная причина - не недостаток ума, способностей и усилий, а - привычка, сформированная в детстве - не доводить начатое до конца. Настраивайся на то, чтобы доводить все, что делаешь, до конца. Начни с мелочей, таких, как приготовление уроков или мытье посуды. Заканчивай все, что ты мог раньше оставить недоделанным. Завершай дела как можно быстрей. Всегда выполняй обещанное тобой. Научись не откладывать дела на потом. Ты научишься претворять в жизнь любой свой план, каким бы грандиозным он не был.

7. Не оправдывайся.

Оправдывая себя, ты перекладываешь то, что произошло с тобой, на других. Ты становишься беспомощным и зависимым от других людей и обстоятельств. Ты делаешь это со своего согласия. Прямо сейчас учись отвечать за все, что случается с тобой, не перекладывай вину на других.  Пусть окружающие видят, что уверенность и независимость являются принципом твоей жизни. Перестав оправдываться, ты приобретешь уверенность в себе. Ты перестанешь опаздывать. Тебе начнут доверять. У тебя улучшится настроение, и ты будешь доволен собой.

8. Отстаивай свои права.

Многие этого боятся, так как не уверены в себе. Сохраняя молчание, человек соглашается с пренебрежительным отношением к себе и оскорблением со стороны других, допускает посягательство на свои права. Вместо этого лучше высказывать свое мнение как можно спокойнее и рассудительнее по каждому случаю. Таким образом ты даешь понять родным, друзьям, а главное - себе, что ты - не тот человек, которым можно манипулировать, лгать. Если ты твердо стоишь на своем и можешь положить конец нежелательным отношениям с нежелательными для себя друзьями - заслужишь уважение других и самого себя.

9. Контролируй услышанное.

Остерегайся ненужной информации. Избегай тех, кто постоянно ссорится или ругает своих друзей, близких в их отсутствие, если ты стремишься к успеху, отключайся и не слушай тех, кто начинает пересказывать плохие события, говорить, что у тебя ничего не получится. Действуй так, как поступают люди, добившиеся успеха, или как сам бы ты поступал в предыдущих, успешных, случаях. Твоя настойчивость и упорство значат больше, чем сомнения окружающих. Если ты часто выслушиваешь чужие жалобы - откажись: тебе надо находиться на «диете» хороших новостей. Она поможет избежать депрессии с ее неминуемыми последствиями, влияющими на здоровье.       ЗАПОМНИ:  все, что ты думаешь и говоришь о других, в конечном счете будет иметь отношение к тебе.

10. Будь терпеливым.

 Не многие это умеют. Кто не научился этому, ставит себя в затруднительное положение. Им движет убеждение в том, что другие люди или обстоятельства мешают добиться желаемого, или что ожидаемое благоприятное событие произойдет слишком поздно. Более важно требование быть терпеливым по отношению к себе. Верь в себя, доверяй своей интуиции, тогда страх превратится в уверенность, неудача - в успех, страдание - в счастье. Чем больше ты уверен в себе, тем больше тебе будут доверять другие. Не завидуй другим. В противном случае ты создашь все большие причины для зависти. Твои друзья, возможно, более состоятельны, зато у тебя, может быть, больше мудрости, душевного спокойствия, уверенности и свободы. Кто-то может оказаться умнее тебя, у тебя же, с другой стороны, привлекательный характер. Жизнь справедлива. Там, где у нас недостаток, у кого-то изобилие. А того, чем богаты мы, ему недостает.

11. Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе относятся другие.

Если ты убежден, что для успешного общения надо добиться дружеского расположения всех ребят, то ты открываешь себя для манипуляции, и она будет тем сильнее, чем больше твоя потребность достижения дружеского расположения. Люди пугаются, что их не будут любить все, но в норме каждый не обязан любить тебя. Ты не должен волноваться из-за того, что кому-то не нравишься. Тебе ведь тоже не все люди нравятся и не со всеми ты готов дружить. Твоя самооценка не должна снижаться от того, что кто-то из людей тебя не принимает.

12. Ты имеешь право делать ошибки.

Ошибаться - одно из свойств человеческого существа. Если ты веришь, что ошибки - это зло, то ты - объект для манипулирования: ты ошибся - ты виноват. Но ошибка - это не зло, это просто ошибка. Не надо винить себя за ошибки, но необходимо извлекать уроки из них и исправлять их. Исправлять ошибки - это не значит наказывать себя. Это - способ предоставления компенсации за нанесенный кому-то твоим проступком моральный ущерб, или это начало твоего активного действия.

13.  Развивай уверенность в себе.

Старайся быть уверенным в себе. Напоминай себе обо всех умениях и навыках, которыми ты овладел. Ты отнюдь не беспомощен. Ты обрел уверенность, пытаясь справиться с трудной ситуацией. Внушай себе приятные мысли по отношению к себе и другим. Увеличивай чувство удовлетворения каждый миг, час, день. Не сравнивай себя с другими. Не позволяй другим навязывать тебе свои желания и нормы. И не навязывай своих. Не жди случая, как это делают многие, они полагают, что будут счастливы, если будут жить в определенном месте, учиться в определенном месте, носить определенную одежду. Другие хотят обладать определенным весом, ростом, деньгами. Если ты не доволен сейчас, завтра ты будешь не доволен еще больше! Это одно из правил подсознания.

14. Учись быть счастливым!

Начни прямо сейчас быть довольным собой. Своими взглядами, своей семьей, своими родителями,  своими способностями. Улучшай все, что можешь или хочешь. Используй все, что ты знаешь о благоприятной для себя жизни. Борись со склонностью вернуться к сомнениям, страху и депрессии. Общайся со счастливыми людьми. Делай то, что приятно для тебя, думай о хорошем. Проще смотри на вещи, не воспринимай себя самого и окружающих слишком серьезно. Учеба должна быть развлечением, а не борьбой. Найди удовольствие во всем, что ты делал раньше.

Не позволяй обстоятельствам лишать тебя уверенности в себе. Сравни себя с цыпленком. Ни наседка, ни человек не могут помочь ему проклюнуться через скорлупу. Ему дали силу и смышленость, необходимые для выживания. Но и он должен сам использовать эти качества, чтобы выбраться из яйца. Это справедливо и в отношении тебя. У тебя есть все, что поможет тебе справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами. Будь благодарен за то, что ты имеешь и знаешь. За то, что ты сейчас есть. Ты удачливее, чем ты думаешь.

15.  Добивайся своего.

Будь настойчив. Не отступай. Только тогда ты приобретешь уверенность в себе. В один прекрасный день она станет для тебя естественной. Ты уже знаешь, какая привычка является для тебя наиболее важной: ПРИВЫЧКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ!   Сегодняшний день открывает для тебя новые возможности. Применив на практике наши советы, сделай что-нибудь полезное для себя. Тебе потребуется знание и усилия, чтобы избавиться от врожденных привычек. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!

  

Скорая помощь при остром стрессе.

Умойтесь холодной водой. Выпейте воды или лучше сока.

Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их. Потрясите кистями, руками, ногами.

Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.

Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.

Переведите нервное напряжение в мускульное - пробегитесь и помашите руками.

Помассируйте тело - прогладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.

Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.

Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.

Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок. Уменьшите значение события. Скажите себе: «Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!» Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.

Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Это - то место, которое психологи называют «Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы». Побудьте в нем несколько минут.

Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в полном порядке.

 

Как справиться с сезонной депрессией.

Ученые уверены, что от зимней депрессии страдают многие, примерно 80% всех людей. А 6% населения демонстрируют столь явные симптомы болезни, что нуждаются в помощи специалистов. Угнетенное состояние, тоска такая, что жизнь не мила, ничего не радует, все из рук валится, лица друзей и знакомых вызывают раздражение, незнакомым хочется нагрубить… Все это – симптомы сезонной депрессии, возникающей осенью, когда дни становятся короткими, а ночи -  длинными. Типичны плохое настроение, апатия, постоянное чувство усталости, снижение работоспособности, сонливость, повышение аппетита и увеличение массы тела. Характерны жалобы на  боль в спине, шее, животе, грудной клетке, руках, ногах, на головную боль. Причина хандры – короткий световой день.

Может помочь светотерапия, лечение светом ламп. Этот метод абсолютно безвреден. Но и, конечно, надо чаще бывать на свежем воздухе. Не зашторивать окна в  доме. Вечером не экономить на электричестве.  И можно попить  «травки», такие, как препараты женьшеня, элеутерококка или золотого корня.   Еще одно неплохое средство  - это зимний отпуск для взрослых и зимние каникулы для детей!

Будьте здоровы!!!

 

"В помощь родителям"

Если  Ваш ребенок  не хочет идти в лицей.

 Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в лицей. Причины такого поведения ребенка могут быть разными:

    Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности;

    Неумение общаться и находить контакт со сверстниками;

    Отставание в учебе, трудности в усвоении материала;

    «Смысловой барьер» между преподавателем  и учащимся;

    Негативные межличностные отношения в группе;

    Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка;

    «Мнение компании» - влияние друзей, приятелей.

 

Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в лицей и любыми способами уклоняется от учебы?

Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь за помощью к руководителям группы, педагогу-психологу, которые помогут решить данную проблему.

Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов .

Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности.

В случае неуспеваемости ребенка в лицее, следует укреплять его веру в свои способности, возможности.

Приобретите союзников среди однокурсников и руководителей группы.

Избегайте конфликтов с преподавателями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка.

 

В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения:

    Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.

    Если ваш ребенок уходит из дома.

    Причинами этого могут быть семейные проблемы:

    Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;

    неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;

    несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;

    Отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;

    Переживание ребенком ссор или разводов в семье;

    Появление новых членов семьи;

    Социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);

    Отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

 

Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны:

–       постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло;

–       обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру);

–       создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить;

–       чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.

ЕСЛИ:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;

Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

Ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;

Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Наказать или простить ?

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни  психическому.

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый.

Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было - никогда!

 

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.  Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Наказан – проще,  инцидент исчерпан. Страница перевернута. как ни в чем не бывало. о старых грехах ни слова. не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения,  что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Помнить о внушаемости. Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно, утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем - ребенок ВЕРИТ.

Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая - внушаем самооценку.

Если:

–       ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!

–       самый настоящий предатель!

–       тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

–       Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте:

А ЗАЧЕМ?

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"